Автор |
Сообщение |
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
|
|
|
Dmitrii
Возраст: 44
Зарегистрирован: 26-07-2012
Сообщения: 211
Откуда: Первоуральск
Авто: ваз 21101 CF500-A
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
Часть первая.
Он бездна. Прорва. Отражение сути, если ты ее ищешь. К нему приходят задавать вопросы. Мне кажется это лишнее – зачем, почему, через сколько и будет ли вообще… нужно просто пропустить его дыхание через себя как будто тебя и не существует в физическом измерении. Утонуть в нем всеми чувствами, провалиться в пучину и выйти новым.
Он сердится и буянит. Он успокаивает и подсказывает. Он переливается столькими оттенками одного и того же цвета, что кажется такого не бывает. Он дышит и шепчет. Если в настроении. Нам опять повезло – пока он встречает нас как добрых людей. Солнцем и теплым ветерком, что, говорят, большая редкость в это время года.
Это не та экспедиция, что призвана открыть новые маршруты или превзойти самого себя по силе выносливости и сумасшествия. Просто один пункт из списка тех дел, которые нужно обязательно совершить в жизни – побывать на Байкале! Можно пешком, можно на коньках, байдарках, джипе…как угодно, но побывать. Нам привычнее делать это на квадроциклах, тем более, что суперлегкие дорожки нет-нет, да и уходят в непролазное никуда.
Команда российского СFMOTO клуба - дилеры и активные форумчане со всей России - встретилась в Иркутске. Многие увидели друг друга впервые, у других за плечами много самых разных совместных квадрокилометров. Ну, понятно, без команды «Азимут 66» тоже не обошлось – кто же тут согласен по доброй воле пропустить такую вылазку
Собственно, вот они все, участники экспедиции, в предстартовом ощущении, ни разу не бывавшие на берегах священного Байкала, а потому в предвкушении, пока абсолютно чистые телом и незнакомые друг с другом мыслями:
Из прецедентов: очень отличился новоиспеченный руководитель российского CFMOTO клуба Александр Иванов. В первый же день экспедиции он стал папой отменного новорожденного Платона, с чем мы его горячо и поздравляем!
А Иркутск, тем временем, встретил затяжным дождем и мы, запаковавшись в вейдерсы и штормовые костюмы, приготовились к передвижению в самых «квадропригожих» условиях.
Хотя… дождь в дорогу – это, как оказалось, к солнцу
Уже после обеда распогодилось до частичного обнажения и, по сути, солнце больше не покидало нас. Так что водные процедуры сопровождались бесбашенным весельем с эффектным выходом на глиссер и фееричным фонтаном брызг.
А трофийные участки на в общем-то предельно лайтовом маршруте вызывали исключительно позитив.
То, за что мы отчасти беспокоились – нюансы передвижения в большой колонне – не случилось! Команда подобралась крайне мобильная и подготовленная. У всех был настрой и возможности делать маршрут красиво. 14 единиц техники при соответствующем уровне и настрое пилотов, оказывается, совершенно спокойно могут идти по намеченному плану.
А в планах первого дня – дойти скорым перегоном до базы Куяда, расположенной в одноименной местности на берегу Байкала и известной как заброшенное бурятское поселение 18 века. От Иркутска до Куяды по асфальту – 220 километров. Напрямки – что-то около 130. Расслабленно, не сложно, самое то для «вкатиться».
Техника будто чувствует (тьфу-тьфу-тьфу), что здесь подвести нельзя. Единственная огрешность – пробили у Z-ки колесо практически на асфальте(!) при подходе к М.Галоустному, повредили диск с бэдлоком, на что категорически не рассчитывали, поправили подручными средствами (ну как водится - доской и камнем), чем не оставили ей шансов на выживание. Очевиднее всего списать этот казус на монгольский постфактум (машинка прошла все необъятные монгольские валуны буквально месяц назад), но основная причина, как выяснилось, другая – не побурханили! В этом месте не работают законы логики. Об этом чуть позже.
Пришлось вставить камеру, которую прихватила с собой команда из Кемерово-Томска. На ней и дошли до финиша, несмотря на то, что иркутские дилеры оперативно доставили новый диск. Вторая техническая проблема стара как мир – на Х8 2012 года выпуска постоянно вылетает центральный предохранитель. В современных машинах, как известно, она решена. В старой версии квадров вопрос тоже разрешается быстро, практически не сказываясь на скорости передвижения. Кстати, в среднем она составляет (по в общем-то лайтовому маршруту) 20 км час. Но с учетом на все: красоту, медитацию на вершинах, перекус и миллион фотографий. Максимальная – сотка. Да, здесь есть где разгуляться и в этом смысле!
Байкал, безусловно, – место силы. Налетом сюда нельзя. Лучше вдумчиво, не торопясь и с хорошими мыслями. В идеале хотелось бы и на Ольхон, и с шаманом пообщаться. Но ни одно из мест силы не открывается нахрапом. Если вы приедете на Байкал и вам будут презентовать шамана – помните, что даже самый хороший человек - не профессия. Настоящие сидят в своих настоящих домах и занимаются своим настоящим делом – путешествиями по разным мирам с целью вылечить своих родных, призвать милость к роду... Много у них задач, направленных на то, чтобы человек вспомнил, что нужно жить со вселенной в одном ритме, чтобы почувствовать благодать. На месте захоронения или инициации знающих устанавливаются такие вот столбы, украшенные ленточками.
Их еще называют родовыми. Сколько поколений в роду – столько и столбов.
Этот установлен на месте смерти шамана. По крайней мере первый встреченный и подробно опрошенный Геннадий нам пояснил это именно так.
А если увидите одиночную конструкцию – это, скорее всего, барсажка – сюда буряты, держащие путь или задумывающие новое дело, приезжают «вспрыснуть» за удачу начинаний. Очевидно, что это и есть тот самый обряд под названием «побурханить»: плеснуть на землю горючей жидкости, остальное направить в нутро и едем весело вперед. Представления об эстетике, конечно, своеобразное – гора пустых бутылок у подножия. Но сам обряд действует! Мы проверили! Так что больше мы таких оплошностей не допускали. Исключительно во имя легкого пути
Первый выход к Байкалу, конечно, будоражит. Он действительно могучий, необъятный, бездонный и постоянно играющий цветом. Его нужно слушать и слышать.
Местные жители называют эту местность Малой Бугульдейкой.
Это юго-западная часть Ольхонского района. Три стороны распадка, в котором находится база отдыха «Куяда», окружены скальными грядами и холмами, а с четвертой открывается великолепная панорама на величественное озеро. Сенокосные угодья, луга, крохотная речушка и нищета, нищета, нищета… В общем, мы добрались до цели и нам осталось ею насладиться!
Итак, в первый день совершили перегон Иркутск-Куяда.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
Часть вторая.
Наши проводники по диким степям Забайкалья – два замечательных бывалых Андрея: дилер CFMOTO в Иркутске
и его друг – знаток этого края, охотник, рыбак, невозмутимый путешественник, почти что бурят в хорошем смысле этого слова, потому что бывают и иные смыслы, настолько погруженный в суть вопроса, что глаза его каким-то волшебным образом приобрели цвет Байкала.
Очень ребята поначалу насторожились нашей буйной компании, но потом поняли, что есть в нашем чемодане второе дно и расслабились.
Утро, начавшееся в Куяде, перешло в прекрасный день, проведенный на берегах самого глубокого озера нашей планеты.
Фотографии больше скажут о впечатлениях нежели слова, но и они, как водится не в силах передать ту силу, которая исходит от этой могучей воды и широты окружающих ее просторов.
Передвигаемся с очень качественной скоростью – ландшафт действительно позволяет поливать по степям и горным дорожкам, но красоты заставляют останавливаться и вдыхать поглубже.
Делаем очень много перекуров, заскакивая на любой холм, откуда открывается панорама, чтобы успеть запечатлеть увиденное, попытаться зафиксировать момент одухотворения.
Единственная техническая заминка этого дня – намотанная на колесо проволока. Учитывая скорость передвижения, Дима Гасконец просто везунчик, что заметил ее всего лишь на втором обороте вокруг колеса.
Священная гора Ёрд, которая дала название одноименным играм расположена в долине Анги в 8 километрах от районного центра Еланцы. Представляет собой холм почти правильной куполообразной формы без единого намека на искусственное происхождение.
Сакральное место. Прежние буряты в плохой непогодный год нежно укрывали сопку коврами, совершали здесь жертвоприношения и устраивали праздник «хатарха», который гуляли много дней. Ёрдынские игры это и стрельба из лука, и борьба, и конные скачки, и состязания певцов. Мы тоже поёрдничали в силу способностей:
Меткие парни на хатархе, как водится, находили здесь себе красивых и хороших жен, а красивые и хорошие девицы – хороших, умных и метких мужей. Что оставалось делать не метким – прямо загадка. Но главное событие этого праздника – многодневный круговой танец ехор. Для его исполнения требовалось не менее семиста человек, чтобы хоровод опоясал гору трижды. Если столько не набиралось, год ждали неудачный. Сейчас Ёрдынские игры возрождаются и это, конечно, большое событие в культурной и духовной жизни бурят.
По пути сегодня только пейзажи и часто встречающиеся барсажки, вокруг которых - горы пустой тары
Выглядит неприятно, но в суровом краю - свои законы. Пьют здесь качественно. Того, кто не умер от пьянства, прибирает к себе Байкал – две самые распространенные причины смерти в этих местах. Но наши проводники констатируют, что все потихоньку меняется, во что, конечно, очень хочется верить.
Буряты, потомки монгольского этноса – очень своеобразный народ. На их характер, безусловно, повлиял тот факт, что издревна они жили в сложных климатических условиях. Отсюда и физическая выносливость, и наблюдательность, и собранность. Знающие этот этнос люди говорят, что по процентному соотношению философов и мыслителей в общей массе населения, буряты в лидерах списка. Но пойди найди этих философов, когда скачешь галопом на квадрах. Они же не стоят на дороге в ожидании маршрутки. К ним нужно добраться, войти в доверие, поохотиться вместе да порыбачить, да пуд соли, как говорится, употребить и тогда… быть может!.. они откроют тебе толику своих знаний, позволив понять их глубокую духовную составляющую.
А на дорогу выскакивают только верхушки айсбергов. И они, к сожалению, срывают с языка слово «повадки», выклянчивая спиртные напитки, навязчиво приклеиваясь к костру, или активно нарываясь на конфликт от нечего делать – забав-то на селе не хватает. По сути без легких стычек «а ля 90-ые» дня ни прошло. Но об этом писать особо не хочется. Как дипломатично пишет этнопсихологический словарь, завершая статью про характер этого народа: «Сегодня буряты – это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях». Это на заметку тем, кто пойдет на Байкал. Впрочем, о глубокой духовной составляющей этого народа мы тоже еще расскажем.
Обитающие в Байкале около 2600 видов и подвидов водных животных нам пока не встречались, но с наземными проводим регулярные фотосессии.
Подзаправились. Автономки у нас всего и было что 330 километров.
К вечеру дошли до поселка Сарма. Это уже так называемый район Малого моря – часть акватории озера, отделенная островом Ольхон – 76 километров уютных бухт! Поселок наречен в честь одноименной речки, впадающей в Малое море. Эта же речка дала название и одному из множества байкальских ветров. Ветер сарма, вырывающийся из ее долины, отличается шквалистым характером - может дуть несколько суток и с такой силой, что валит деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Хорошо, что мы с ним не повстречались. На ночевку встали на базе Алтан.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
Часть третья.
Прелесть передвижений по Байкалу (для тех, кто не готов к кочевой палаточной жизни) – наличие разносортных баз. Накатавшись в течение дня, вы можете обустроиться во вполне себе комфортабельных домиках, не заботясь о создании очага и приготовления пищи, а наслаждаясь наличием готового ужина и душа.
Для тех же, кто ценит романтику больших дорог – протяженный берег Байкала. Добро пожаловать в любую бухту, где легко и непринужденно вас примут по системе полностью включенных удовольствий – солнце, ветер и что получится. И самое бесценное из них - утренний выход из палатки прямиком в море. В общем, выбор есть и это главное.
В хорошем темпе идем по побережью к мысу Кочериковскому, не уставая удивляться как стремительно тут все меняется - вода, виды, настроения. Сегодня самый насыщенный километрами и эмоциями день – с утра до вечера двигаться вдоль побережья Байкала – самый лучший способ прочувствовать его могучесть.
Очерченные белым кантом и вонзающиеся в водную гладь мысы с затейливыми названиями, зубодробильные грунтовочки, величественные панорамы, чистота и насыщенность красок. Счастье ощущать, что взгляд не упирается в нищету городских каменных джунглей, а парит словно птица, пытаясь насытиться этой красотой.
Доказанная мистика - такое тоже оказывается бывает. Буквально за 7-8 километров до заповедной зоны объявляется обед.
Позы и позные – это то, с чем вы даже если и не захотите, но встретитесь на Байкале много раз. Отставить фантазии - это всего лишь кулинарные изделия из мяса и теста и места, в которых их поглощают. Ценители пельменей и мантов это национальное бурятское блюдо однозначно полюбят. Хотя позы и не есть их прямой аналог. Сейчас позные расположены на каждом углу...
А сам продукт возможно не так насыщен тем первоначальным смыслом, который вкладывали в него бурятские хозяйки. Те готовили позы исключительно для уважаемых гостей. И чем больше гость был уважаем, тем больше сортов мяса в них закладывалось. Причем, фарш был изготовлен, конечно же, вручную – скрупулезно наструган коротенькими тоненькими пластинками.
По форме поза – это юрта: круглой формы, по серединке - очаг, в крыше – отверстие. Верхушка украшена защипами. По их количеству можно определить степень умелости хозяйки ну или ее желание уважить. Есть позы нужно тоже особенным образом: откусить с бочка кусочек теста, выпить сочное составляющее и дальше уже разбираться со всем прочим. Это мы освоили.
А Андрей нам уже приготовил сюрприз в виде едва подсоленного байкальского омуля, не попробовав которого отсюда уезжать крайне не рекомендуется, потому как ну очень вкусна эта рыба. Гастрономическая встреча с ней занесена в коллекцию вкусовых ощущений, которые обязательно нужно испытать в жизни.
а ожиданием обеда успели познакомиться с прекрасной бабушкой Лизой, хозяйствующей здесь.
Жалостливо ссылаясь на свой возраст и наличие восьми коров, которых нужно регулярно доить, она искусно отработала себе чаевые на половину суммы чека. Мы даже не возражали, услышав такие аргументы. Просто... Как это по-русски...ну когда высшая степень удивления?..
И еще одно путевОе знакомство – с москвичкой Светланой
Яркой искательницей приключений и правды жизни, колесящей по всему свету с кришнаитами, шаманистами, йогами и собравшаяся уже было с нами, но... мы были вынуждены отказать – места в машинках были заняты, а вторые сиденья квадроциклов навьючены до упора. Светлана, впрочем, готова была прикинуться куклой, которых приделывают на крыши, но нам стало неловко так извращаться над чудесной женщиной.
Большинство приезжающих сюда туристов предпочитают знакомиться с окрестностями с воды, передвигаясь на таких тихоходных корабликах. В таком случае отпадает необходимость решать вопросы по проникновению на охраняемые территории.
Въезд в прибайкальский национальный парк.
И снова несметные порции захватывающих видов:
Глядя на все это, честно сказать, становится в очередной раз обидно, что мы связаны такими понятиями как график и маршрут, потому что невероятно хочется не пылить как угорелые, а размеренно наслаждаться каждой проведенной здесь секундной, прислушиваясь к себе и Байкалу.
"Пейзане и пейзанки" или остановка на искупаться:
Каждый мыс и мысок тут имеет свое название, а даже если и не имеет, все равно похож то на ежика, то на другую сущность:
Потом была Зама – поселок и одновременно местность на северной оконечности пролива Малое море - красивая луговая равнина.
По преданию, когда в 17 веке ольхонские буряты расселялись на побережье и их дорогу преградили горы, они сказали «зам унгэрээ» - дорога закончилась. И обосновались тут. Так возникли поселки Зама и Унгэрээ, то есть – Онгурён.
И даже несмотря на то, что есть и другие версии, именно эта, на мой взгляд, реальнее всех – кончилось тут все и давно.
Осталась только английская паровая машина, привезенная еще с царских времен и на удивление не разобранная на запчасти.
Вот все тут как-то по ощущениям сильно перемешано – невероятная роскошь и щедрость природы и нищета людских свидетельств. Кочевники по природе своей, буряты даже не стараются обустроить дома, они как бы постоянно помнят, что завтра надо уходить и не тратят на благоустройственную чушь силы. Ну это уже опуская экономические объяснения увиденного.
Чем знаменит еще Онгурён – тем, что летом 2002 здесь был убит известный биолог Алексей Туруты, который занимался исследование флоры побережья Байкала. Кем убит? Местным бурятом.
Крайние километры, забурившись в ту часть байкальского трипа, где туристы бывают редкими налетами и скорее всего только с воды, высматривали изо всех сил по дороге мишек. Мишки на контакт не вышли. И слава Богу.
Еще чуть-чуть и нам приходится съехать с потерявшейся тропинки на прибрежную полосу и уже по ней дойти до места ночевки
Наша первая дикая ночевка на берегу Байкала. От старта пройдено 400 километров. Мыс Кочериковский. Дальше - только Рытый. Въезд к нему перекрыт еще одним шлагбаумом.
Рытый окутан таким количеством легенд, что бумаги не хватит. В интернете при желании все можно найти. Поселений здесь нет, местные жители стараются избегать этого места, где по старинным бурятским преданиям живут сердитые боги, посылающие сильные ветра. Мы тоже не стали экспериментировать (хотя просто не вышло) и посмотрели на него лишь со стороны. Вечером готовили барашка и общались с местным егерем, женатым на прокурорше и бесконечно влюбленном в водку.
Продолжение следует...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
|
|
|
Stas_REY
Возраст: 47
Зарегистрирован: 14-10-2011
Сообщения: 77
Откуда: Екатеринбург
Авто: LRD 3 + CF Z-8
|
|
_________________ Всегда выбирайте самый трудный путь- на нём вы не встретите конкурентов!
|
|
|
|
|
KOSTAS
Возраст: 54
Зарегистрирован: 15-05-2012
Сообщения: 2067
Откуда: был Свердловск
Авто: TLC 80 (Аватар)-для покатушек, Веста СВ кросс (Рыжая бестия)-для разъездов, ЛуАЗ (Луноход)-для дачных дел.
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
Часть четвёртая.
Ольхон это… ну можно сказать сухим языком фактов: «Самый крупный и единственный остров на Байкале, где издревле постоянно живут люди. Его длина – более 70 км, ширина – до 16». Но Ольхон это… как есть в целом Кольский, а на нем отдельная песня – Рыбачий, где все тревожное, протяжное, иное…
Так и Байкал, он - один, а Ольхон – еще невероятнее и как будто самостийно созданный. С другим рельефом, другой природой, другими ощущениями, но по странному стечению обстоятельств или каких-то геодезических процессов повторяющий своими очертаниями великое море.
Побывать на Байкале и не посетить Ольхон, значит не посетить его главное сакральное место, где шаманы многих родов совершают тайлаганы – празднества и жертвоприношения.
Попасть на Ольхон с большой земли можно на паромной переправе из поселка Сахюрта. Поэтому накануне, пройдя от Кочериково точь-в-точь по своему треку в обратном направлении, мы максимально близко подобрались к этому месту и заночевали на очередной базе.
Правда, по пути вышла из строя одна из Зеток. После первичного осмотра пациента запереживали было, что обломило ось на верхнем правом рычаге. Уже приготовились разбирать и менять местами – ось нижнего рычага наверх, а на нижнюю – обломленную с верхнего рычага плюс болт заглушку с обратной стороны.
Но оказалось все гораздо проще – просто открутилась и потерялась гайка. На всякий случай осмотрели вторую машинку и обнаружили тот же диагноз – гайка исчезла. Ровно такие же гайки стоят на линках заднего стабилизатора, потому приняли решение использовать задний стабилизатор в качестве донора. Пока ремонтировались провели очередную "философскую" беседу на грани фола с местными - это уже по сурово сложившейся с первого дня традиции.
На переправу шли с опаской - ожидание очереди в туристический сезон занимает тут от нескольких часов до суток.
В наших условиях потерять день на пробку – потерять Ольхон. Но видимо мы пользовались успехом у местных духов – заскочили без заминок.
На переправе работают два парома – большой «Ольхонские ворота», который принимает около 17 машин.
И малый «Дорожник», на котором мы все и разместились
Какие же здесь виды… то извивающиеся лентой, то устремляющиеся стрелой дорожки, сначала упирающиеся в небо, а потом скользящие в никуда, скалистые обрывы, стоя на которых слышно малейшие огрехи в сердцебиении… Ворожба одним словом.
Вот ворожить-то сюда и приезжают. Точнее шаманить. Стереотипно шаманизм считают примитивной верой отсталых народов. Но из всех верований она более всего имеет отношение к вечным ценностям – небо, земля, ветер, солнце... и взаимодействие человека со всеми проявлениями природы. Сохранить природное окружение, в котором вырос человек – на это ориентированы ценности шаманов. Потерял связь со вселенной – заболел. Не проявил уважение к хозяевам местности – духам, что-то пошло не так. Не царапать землю острым, не рвать траву, не причинять боль Матери-Земле – такие важные и странные для цивилизации моменты воспитывались в этих местах с детства.
Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх с тем подтекстом, чтобы споткнувшись, не обидеть землю. Шаман - тот кто знает. Шаманизм – однозначно прарелигия, различные постулаты которой присутствуют во всех мировых религиях. Но как говорят сами буряты, здешние духи добры, они не запрещают верить во что либо еще, главное не в этом.
По Ольхону бродят просветленные коровы, даже не предполагающие как им повезло:
Обычно шаманы устраивают тайлаганы на вершинах гор, которых на Ольхоне с лихвой.
Территория острова полна историческими памятниками: могильники, древние городища, остатки каменных стен…Много здесь и просто непонятных для нас сооружений.
Самый большой поселок на Ольхоне – Хужир.
Основан в 30-ых годах прошлого века, сейчас он является средоточием турбаз для путешествующих по Ольхону. Куча позных, отельчиков, съемных жилищ, сувенирных лавочек, есть даже краеведческий музей.
Ну а дальше – мыс Хоргой и Курыканская стена, полуостров Кобылья голова, залив Загли, Мы Бурхан – визитная карточка острова, урочище Песчаное, и много-много других мест, в полной мере осмотреть которые дня не хватит.
Завершили самым северным мысом Хобой – по-бурятски «клык, коренной зуб».
Скала действительно похожа на острый клык. А со стороны моря имеет сходство с профилем женской головы с бюстом, поэтому местные называют ее еще и Девой. Существует легенда, что это окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев (духов) такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. А тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем», - превратили ее в скалу. Жить ей тут вечно, судя по всему.
И вечно тянуться к ней разного рода искателям смысла жизни.
Вот одни из них – ребята-автостопщики из Питера.
Голодные, но счастливые и смешливые. Вручили бродягам консервы, угостили табачком и поехали на ночевку в одну из прекрасных бухт Ольхона.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда Азимут66
Возраст: 42
Зарегистрирован: 15-12-2014
Сообщения: 149
Авто: CFMOTO
|
|
Часть пятая.
Такое нагромождение камней называется обоо. Сооружается оно на перевалах, на берегах озер, в степи. Таким образом, шаманисты обозначают место пребывания самого сильного духа. Так что гостили мы этой ночью снова на территории духов - даже не сомневались.
Ассоциация бурятских шаманов объявила Ольхон «главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центрально-азиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят». Наше согласие ничего не решает, но мы все равно полностью согласны!
С утра порадовали своей сговорчивостью суслики, которые очень распространены в степных районах Прибайкалья, в частности, на Ольхоне и в тажеранских степях. Прикормленные экземпляры могут сидеть и грызть угощение в метре от объектива, главное не делать резких движений.
Ну а коровы так те вовсе отличаются особой настойчивостью. Особенно когда обнаруживают, что место их традиционного водопоя оккупировано чужаками. В наступление идут бескомпромиссно. Какой-то у нас финальный зоопост выходит...
В общем, с берегов Ольхона нас смог вытеснить только грубый натиск домашний скота.
Сегодня финальный день нашего путешествия по Байкалу. И крайнее утро. Неожиданно выяснилось, что экспедиция, не успев начаться, уже подошла к своему завершению. А это всегда немного грустно, как бы что ни складывалось… На обратном пути отдали дань герою русской народной песни «По диким степям Забайкалья».
Четырехметровый бронзовый бродяга, сбежавший из забайкальской тюрьмы, расположился на последнем отрезке трассы, где еще нет асфальта, и откуда уже открывается вид на пролив Ольхонские ворота и Малое море Байкала. Рядом постамент, на котором выгравированы слова песни. Как исполнение, так и расположение памятника очень проникновенны.
Где-то перед Бродягой в очередной раз чудит все та же Z-ка, у которой время от времени пропадает тяга. С мотором, несмотря на опасения, оказалось все в порядке.
А капли масла из сапуна заднего редуктора на финальном отрезке уже никого не смутили. Завели – поехали дальше.
А это даже не памятник, а исполинский тотем Прибайкальского края. Девятиметровая стела орла. Эта хищная птица считается символом небесных сил и покровителем коренного населения. По некоторым легендам именно орел был первым шаманом у бурят и летал по всему миру. Тотем украшен колокольцами, чью мелодию разносит ветер надо всей степью.
Ну что ж. Достойное завершение достойной экспедиции. Ужинаем традиционно позами в компании с саблезумыми тушканами и оленями с ветвистыми рогами.
Собираем пятиминутку и общим числом голосов принимаем решение не молотить дважды один и тот же кусок дороги до Куяды и Иркутска. Все равно круче, чем было, уже не будет на этом отрезке пути. И срываемая под вечер асфальтом до Иркутска.
Экспедиция из 14 квадроциклов CFMOTO прошла по байкальской земле 1100 километров. Не много, но и не мало. Главное – очень мобильно и еще более эмоционально. Еще одно дело из списка тех, что обязательно нужно совершить в жизни, сделано. А главное теперь, когда есть понимание нюансов передвижения по этой земле, есть повод вернуться и все-таки сделать когда-нибудь красивый маршрут вокруг всего Байкала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы в этом форуме Вы можете скачивать файлы в этом форуме
|
|