Ну вот, выдался свободный часок, вещи уложены в герммешки перед очередной поездкой и настало время доделать начатое...
Итак.
30.04.2014
День прошел незаметно, пациентов в поликлинике было мало, и я то и дело погружался в изучение карт Генштаба. Кажется, за недели подготовки я уже знал наизусть все грунтовки, проселочные дороги и ширину бродов. Весь шмурдяк был уже тщательно уложен в багажнике и оставалось только заправить полный бак и рвануть навстречу приключениям.
............................
На стоянке у автосалона Экс-авто весело сновали туда-сюда штурманы, пилоты важно рассказывали о своей любимой и единственной....(машине, само-собой)
Когда все пламенные речи были сказаны, Парма-точки залиты в навигаторы, а памятная субенирка была растащена по машинам, был дан старт.
Надо, думаю, немного рассказать о нашей команде, о машинах, которым предстояло пройти бок о бок сотни сложных километров.
Слева направо.
Олег - Бонифаций - Нива Шевроле. 29", лебедь, шнок, легкое понижение и принудительные блокировки в обоих мостах.
Виталий - Vit - УАЗ Патриот Пикап. 33" лебедь.
Константин - Denisk- нива 29" самоблоки в обоих мостах, тюнинг движка. Со слов он запихал в него еше 30 лошадок, увеличив их число до 110.
Виталий - Витек - УАЗ хантер. 33" лебедь.
В общем, команда подобралась проверенная, а машины доведенные до ума.
Приключения начались, не успели мы еще выехать из Перми. Как-то случайно, нива остановилась на одном светофоре, потом на другом и скрылась из виду. Переговариваясь по рации, мы проверяли ее маршрут. "У магазина повернул?" - "Да." "Кольцо проехал?" - "Да". Си-би связь начала пропадать и мы перешли на сотовую. "Заправку проехал?" - "Давно."
Потом начала пропадать и сотовая. Заподозрили неладное. Наши опасения подтвердились. Костян, свернув не в ту сторону, уехал не в том направлении. По смс скинули точку встречи и покатили дальше....
На точке (п. Ильинский) рыжей нивы не оказалось и, т.к. было уже пора вставать на ночлег, решили ехать дальше, направляя нашего отставшего спутника. Первой точкой у нас была д. Кыласово, до которой нам в тот вечер даже не светило доехать. Забив в навигатор конечный пункт мы выдвинулись втроем. Свернув на грунтовку, я через пару сотен метров сел на мосты в ураловскую колею, которая при свете фар казалась не такой уж глубокой.
"Ну вот, наконец-то приехали. Здесь и заночуем"
Скинули координаты бивака отстающему и стали раскладываться. Через полчаса подоспела нивка. Все решили спать в машинах, я с женой (ярые сторонники свежего воздуха) быстро раскинули палатку.
Ужин, заботливо приготовленный накануне женой у Витька (жаль, что она еще не заболела тягой к приключениям, поэтому осталась дома), был шикарен. Откуда ни возьмись, появилась водочка и полились джиперские байки....
На запах водки из темноты появилась дворняга и нырнула обратнов темноту, чтоб появиться уже с хозяином - местным деревенским алкашем.
"Хозяин, ХОЗЯИН!! Вставай! Там это..., нальют, наверное" - представили мы тормошащую пьяного мужика собаку.
-Здесь частная территория и ездить нельзя! - сказал он.
-Водку будешь?- парировали мы.
-Буду.
Выпив по одной мужичек не торопился уходить.
Не зная, как его спровадить, мы отдали ему остатки бутылки. Сразу подобрев, алкаш стал давать советы, всю ценность которых нам предстояло узнать на следующий день.
- Вы вперед не едте, там яма с навозом......
- Иди уже. проспись...
01.05.2014
Еще чуть чуть и все.....хорошо, что застрял я раньше...
...стали появляться "случайные" жители деревни, пришедшие посмотреть на городских му...ков, расположивших лагарь на огромном поле, но аккуратно рядом с навозной ямой.
Быстро собравшись и позавтракав свежесваренным какао, мы поспешили уехать.
Доехали до д. Кыласово без особых приключений по хорошей грунтовке. Церковь меня не особо зацепила. Стадартная архитектура 19 в со стандартными рисунками современных "художников". Что поделать, храм стоит посреди жилой деревни и местным жителям кажется скучным его внутреннее оформление.
Осмотрев каменную церковь, поехали в Купрос. Т.к. пилить более 200 км по асфальту это не наш метод, то поехали короткой дорогой ч/з Каргино - Подволошино. Там хапнули родной русской грязи по-полной.
Выйграли примерно 180 км, но по асфальту получилось бы быстрее.
Нашли 2 деревянных церкви, необозначенные на Парма карте. Они обязательно появятся в Парме 2015
Одна была в хорошем состоянии, мне удалось забраться на колокольню. У местной учительницы узнали некоторые подробности. Церковь, у которой еще была цела крыша, была выстроена в 18 в на месте сгоревшей берестяной церкви. Последний раз "интересующиеся храмом" приезжали сюда 7 лет назад. "Хотели восстанавливать, но в церкви долго хранились удобрения. Комиссия сказана - не пригодна для пребывания людей"
"Грабить будете?" - спросила проходящая мимо церкви бабулька. Стало сразу грустно. Как ножом резануло....
Сделав пару снимков мы поспешили уехать, чтоб не нарушать покой местных хранителей Пармы.
Купрос.
"Здесь дожен побывать каждый" (с)
Второй раз я приезжаю сюда. Каждый раз поражает меня величие деревянного храма, использовавшегося в советские годы как склад, о чем говорит уцелевшая на стене табличка.
На стенах еще сохранились фрески.
Начинало темнать и мы повернули колеса в Верх-Усолку - к первому общему лагерю.
По пути обнаружилась резкая нехватка бенза. На заправку все приехали с 5-10 л в баках и одной 20л канистрой на всех.
Верх-Усолка.
Место часто посещаемое как любителями истории так и любителями "отдохнуть на природе"
Здесь родился А. Бабинов, первооткрыватель и основатель великой дороги.
Церковь, помнящая те времена...
В Верх Усолке были далеко заполночь. В лагере стоял веселый шум. Кто-то ел, кто-то спал, кто-то пил. К сожалению, в лагерь не приехал мой товаришь, Алексей Lnd_inquizitor, главный организатор Пармы. Вернее приехал чтоб сказать, что его газик "на одном крыле" едет с дырой в радиаторе, завтра он будет пытаться реанимировать свою легендарную машину и укатил спать в Березники.
"Чего-то не хватает" - сказал я, достав гитару. Пели до 4-х ночи. Когда начало светать, народ стал расходиться...
........
02.05.04
Далее решили уже в три машины ехать в д. Махнево и в Махневскую пещеру. Дорогу выспросили у Алексея, который накануне уже проехал полпути.
Ехали долго. Грунтовка с сохранившимися кое-где бетонными плитами, выступающими иногда выше моей ступицы, выматывала. Приходилось пристально вглядываться в неглубокую колею, чтоб не наскочить на торчащую арматуру. По дороге встретили туристов с картой пещеры, которые махнули рукой куда-то вдаль, указывая нам дорогу. Поехали по ЛЭП... Неглубокий брод проехали быстро. Туристы, покрутив пальцем у виска, решили не рисковать, а прийти летом.
Под снегом бежали бесчисленные ручьи глубиной около полуметра....Один из них стал ловушкой для уаза, тропившего нам путь.
Т.к. УАЗик отджечить и залебедить за ближайшее дерево ( оно было резко не по курсу - уазка норовил упасть набок) не получилось, а сдернуть назад моей лебедью не представлялось возможным - даже через блок меня, а не уаз тащило грязевую пучину, то пришлось лебедиться за опоры.
Затемно выехали. Ночевали в болоте, почти что под высоковольткой. Потрескивание проводов можно было услышать в палатке.
03.05.2014
Утром пошли пешком... 3 км по колено в снегу. Сравнимо с восхождением по курумнику. Когда нашли пещеру - увидели банер. "Пещера Тайн"
Это была НЕ ТА ПЕЩЕРА! Пещера была ОГРОМНАЯ, и имела спокойно проходимый для взрослого человека туннель. Недалеко от входа выросли сталагмиты, преграждавшие путь, поэтому пришлось постараться, чтоб не разрушить это чудо природы.
Не сколько не жаль потраченных сил на дорогу и поиски.
Далее поехали в заброшенную д.Махнева.
Деревня стояла на пути Бабиновской дороги, видимо, была достаточно большой и богатой. К сожалению, домов осталось не много..
Нашли и памятник Бабинову...
В д. Верх-Яйва (т.52) доехать не удалось, брод превратился в огромную реку, Туман от реки стоял такой плотный, что дома на том берегу были едва различимы.
Местные рыбаки-браконьеры сказали, что моста нет, а церковь разрушилась до основания. Так как ехать в Камгорт было уже поздно, то мы повернули к Махневским пещерам. Их мы нашли на Генштабе и видели указаталь на дороге.
Доехали до места, но тут у оставшейся части команды резко нашлись дела и они повернули свои колеса в Пермь. Я же решил доделать начатое.
Попрощавшись с друзьями, мы остались одни. Вечер, тайга, палатка, гитара, любимая девушка... Все, как в старые добрые времена...
04.05.2014
Утром, а оно выдалось очень холодным, вода в лужах покрылась корочкой льда, мы с женой смогли дойти до одной из трех пещер по снежной целине.
Пещера была невелика, но факт ее обнаружения поставил жирный восклицательный знак в нашей Затерянной Парме 2014.
.............................................................
Дорога домой была без приключений, только все время клонило в сон. Одометр приближал меня к суетливому городу, а хотелось вернуться туда, где воздух чище и небо выше.
Где понимаешь, что жизнь нельзя откладывать на "потом", потому что "потом" так никогда может и не наступить.
..............................................................................................................
Огромное спасибо всем членам команды и всем участникам "Затерянной Пармы 2014" Обязательно встретимся там через год!